Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

г. Кемерово, 18-19 марта 2021 года

Всероссийская НПК «Актуальные вопросы и современные тенденции воспитания и дополнительного образования» продолжает цикл тематически близких образовательных событий КРИПКиПРО: НПК «Социализация и воспитание обучающихся: опыт, проблемы, пути их преодоления» (2016 г), НПК «Оценка качества воспитания обучающихся образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» (2017 г.), НПК «Научно-методическое сопровождение воспитания и социализации обучающихся: опыт, проблемы и пути их преодоления» (2018, 2019 гг.), научно-практический форум «Развитие детско-юношеского общественного движения в образовательных организациях Кемеровской области» (2020 г.). Конференции преемственно позволяли, с одной стороны, осмыслить опыт реализации программ, проектов, планов деятельности, а с другой – коллегиально начать работу в новых направлениях воспитания и дополнительного образования в соответствии с актуальными документами, эффективными практиками реализации деятельности.

В работе конференции в 2021 году приняли участие в качестве спикеров, модераторов мастер-классов, экспертов и авторов статей 243 человека из 9 регионов Российской Федерации: Кемеровская область, Новосибирская область, Тульская область, Пермская область, Алтайский край, Воронежская область, Ивановская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва и Московская область, - а также 1 участник из КНР. Посредством трансляции на YouTube-канале более 1000 человек подключилось к работе конференции.

Цель конференции - определение приоритетных стратегий и эффективных практик, а также оценка актуальных изменений и тенденций, трендов в области воспитания, демонстрации кооперационных возможностей общего и дополнительного образования в русле формирования гармонично развитой и социально ответственной личности.

В этой связи обсуждались вопросы, актуализированные в процессе модернизации систем воспитания и дополнительного образования в РФ:

  • организация воспитательной работы в ОО в соответствии с современной нормативно-правовой базой: создание и реализация программы воспитания, форматы воспитания для обучающихся с особенными образовательными потребностями, интерактивные (в т.ч. дистанционные) практики воспитания, критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы.
  • волонтерская и добровольческая деятельности в разных типах образовательных организаций: идеология, формы работы, продуктивный опыт, актуальные проблемы, исследования.
  • профориентационная работа в образовательной организации: вопросы самоопределения и самореализации, эффективные практики, современные исследования и концепции, перспективы развития направления.
  • проблема духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической науке и практике: ценностный, институциональный и поведенческий аспекты; феномен семейного воспитания в современном российском обществе.
  • гражданско-патриотическое воспитание в актуальных форматах и видах деятельности, в перспективе развития направления как приоритетного вектора модернизации образования.
  • актуальные вопросы физического воспитания в организациях дошкольного, общего и дополнительного образования, в т.ч. с детьми ОВЗ и инвалидами; эффектность инновационных технологий (в частности, создание социально-адаптивной среды) по обеспечению физической подготовленности учащихся и воспитанников
  • перспективы удовлетворения запросов детей с разными образовательными потребностями, актуальные направления, основные тенденции, тренды развития.

В процессе работы коллеги отметили следующее:

  • при качественном научно-методическом обеспечении системы (института) наставничества в практической реализации преимущественно представлен вертикальный формат, тогда как сегодня актуализированы различные виды горизонтального, паритетного взаимодействия;
  • эффективность образовательно-родительской коллаборации часто минимальная как в силу различной интерпретации в общем единой цели (воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности), так и в связи с малой мотивацией родительской общественности на сотрудничество с ОО;
  • продуктивность практики проведения общественно-профессиональной экспертизы программ воспитания с целью распространения лучшего опыта и оптимизации деятельности в актуальных форматах и направлениях;
  • духовно-нравственное воспитание, осуществляемое различными субъектами и организациями, носит коммуникативный характер, тогда как потребности современного поколения школьников часто лежат в деятельностной плоскости, а потому требуют кейсовых и/или проектных форматов;
  • работа в направлении гражданско-патриотического воспитания находится в полном соответствии с актуальными и перспективными направлениями системы образования и часто является стержневым фактором обеспечения воспитания в целом;
  • инновационные практики физического воспитания, достаточно широко представленные в других сферах, носят частный, несистемный характер, не всегда учитывая различные (образовательные) потребности обучающихся в формировании ценностей здорового образа жизни;
  • дополнительное образование нуждается в дальнейшей интеграции с общим (и дошкольным) особенно в части единых требований к реализации программ, (непрерывному) повышению профессионального мастерства педагогов, организации сетевого взаимодействия и др.

В этой связи по итогам конференции приняты следующие решения-рекомендации:

  • продолжить формирование многоуровневой системы наставничества в системе детско-детских, детско-взрослых и взросло-взрослых отношений посредством нюансирования форматов: тьюторство, коучинг, баддинг, шедоуинг;
  • в преддверии перехода 100% организаций ОО на программы воспитания (а также в контексте создания программ воспитания для ДОУ), на основе разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, провести дополнительную сессию общественно-профессиональной экспертизы рабочих программ воспитания с целью диссеминации лучшего опыта;
  • продолжить разработку, обсуждение и апробацию критериев и показателей оценки эффективности деятельности классного руководителя;
  • в рамках единой системы воспитания, и в частности – в сфере духовно-нравственного воспитания, активно предлагать форматы вовлечения родителей в образовательный процесс: единая (цифровая) база просветительской работы, постоянно действующие советы, диагностики и опросы, открытые мероприятия, «семейные олимпиады» и др.;
  • учитывая потребности современного поколения школьников, осуществлять духовно-нравственное воспитание средствами интерактивного взаимодействия, кейсового марафона, видео-, фото- и текстового челленджа, различных видов искусства и спорта;
  • вносить предложения в разработку единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращения (и исчезновения) «группы риска» как феномена;
  • содействовать применению инновационных технологий в предметно-развивающей среде по формированию ценностей здорового образа жизни посредством детско-родительских фестивалей, квестов, спортивных праздников, проектов (н., «Дошкольная спортивная лига»), в т.ч. в отношении детей с ОВЗ ;
  • способствовать направленному развитию системы персонифицированного дополнительного образования в регионе с акцентом на выявлении одаренности у детей, в т.ч. посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также посредством получения (удалённого) доступа к полному спектру услуг системы дополнительного образования детей во всех населённых пунктах.

 


© 2024 ИРОК