Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

В условиях современной социокультурной действительности необходимо обеспечить соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов, их готовность реализовать принцип поликультурности через содержание и формы образовательной деятельности с обучающимися. В рамках реализации национального проекта «Образование» были намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача современного образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры.

Знакомство с культурой малой родины, родного края, родного диалекта и литературы края возможно в процессе изучения родного языка и родной литературы в школе. Изучение родных языков, в том числе языков коренных народов позволяет сохранять и развивать их языковую систему, в конечном счете сохранять языковое сознание и особенности менталитета народа.

Историческая справка

karta 10letie korennih narodov  

 Население Кемеровской области многонациональное и составляет 2600 923 человек (согласно данным Росстата от 2021 года). Основную часть его составляют русские- 2536646 человек, и на их долю приходится 93,7 % населения региона. В пределах Кемеровской области принято выделять 4 коренные народности.

Одним из самых многочисленных из так называемых «коренных» народов Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах они проходят как «малочисленные народы Севера» - 10672 человека (0,39 %).

Шорцы – самый многочисленный из коренных народов Кузбасса, численность которого составляет 10 672 человека. Проживают шорцы на юге Кемеровской области в Таштагольском муниципальном районе, Междуреченском, Мысковском, Новокузнецком городских округах.

В шорском языке выделяются два диалекта — мрасский и кондомский. Большинство населения говорит на русском языке. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса).

Духовная жизнь шорцев связана с промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Определенные обряды связаны с охотой на медведя.

У шорцев богата фольклорная культура: сказки, охотничьи рассказы, легенды, песни. Популярны героические поэмы, исполняемые под аккомпанемент щипкового двухструнного музыкального инструмента – комыса.

Традиционные праздники шорцев – Мылтық-Пайрам (праздник охотников и ружья, отмечают в январе), Чыл пазы (Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия), Албаа-Пайрам (праздник окончания посева, отмечают в июне), Шор-Пайрам (посвящён скотоводству и сельскому хозяйству), молодежно-спортивный праздник "Ольгудек" (проводится перед началом сенокоса в первое воскресенье июля).

Шорцы гордятся своим звездами науки, культуры и спорта: Андрей Чудояков - филолог, ученый-тюрколог; Любовь Арбачакова - поэтесса и художница; Таяна Тудегешева - поэтесса, член Союза писателей России; Юрий Арбачаков - боксёр, заслуженный мастер спорта по боксу, десятикратный чемпион мира среди профессионалов.

Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются бачатские телеуты, поживающие в нескольких населенных пунктах Беловского района (пп. Беково, Заречное, Новобачаты, Черта), Новокузнецкого района (п. Телеут в районе Запсиба) Кемеровской области. Как и шорцы, телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. Телеуты и калмаки - 2520 человек (0,09 %), при этом калмаки сохранились только в нескольких населенных пунктах Юргинского (пп. Зимник, Сарсаз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) муниципальных округов и др.

Телеуты проживают по рекам Большой и Малый Бачат в Беловском районе в селах Беково, Заречное, Новобачаты, Черта. Отдельная группа телеутов живёт в посёлке Телеут в черте города Новокузнецка.

Телеуты говорят и пишут по-русски. В России насчитывается всего около 1000 носителей телеутского языка.

Духовная культура телеутов основывается на эпосах, самые известные из которых – «Алтай Куучун» и «Козийка и Баян-Слу». Эпос исполняют кайчы – сказители, которые аккомпанируют себе на шертме-комысе.

Национальные телеутские праздники - Пардакай с инсценированием сказок, обрядов, изготовлением блюд национальной кухни, конкурсом «Тяраш кыс» (плетение косы), «Пельменек» - национальный праздник пельменей.

В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты отражающие быт и культуру телеутского народа

И наконец, татары как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в гг.: Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и др., в основном, интегрируясь в общую массу городского населения - 40229 человек (1,49 %).

Таким образом, основную массу населения, судя по результатам переписи, составляют русские их более 93%. Далее по уменьшению идут татары (1, 49%), немцы (0,84 %), украинцы составляют 0,80 % от общей массы. Представителей коренного населения края - шорцев осталось всего 0.39%, остальных (телеутов и калмаков) и того меньше – 0,09%

Шорский, татарский языки не представлены как отдельные учебные предметы в учебных планах образовательных организаций, кроме телеутского, а во внеурочной, факультативной деятельности родные языки изучаются в МКОУ «Школа-интернат № 3» г. Таштагола; МБОУ «ООШ № 10» п. Бородино, МБУ ДО «Детско-юношеский центр Часкы» пгт. Шерегеш; МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» пгт. Шерегеш и др.

В системе общего образования Кузбасса есть отдельные успешные проекты по сохранению языковой культуры разных национальностей, населяющих Кузбасс.

С 2021 года реализуется региональный проект «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021-2023гг.», охватывающий 18 опорных площадок Кузбасса по 4 направлениям:

  1. Использование интерактивных технологий и современных методик обучения и формирования гражданской идентичности личности (включая билингвов и инофонов) средствами учебных предметов и ВУД учащихся.
  2. Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды.
  3. Лингвокультурное содержание обучения детей второму/третьему иностранному языку в современной школе.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся на занятиях предметной области «Искусство»

В Беловском муниципальном районе на базе МБОУ «Бековская ООШ» еще с 2011 года ведется целенаправленная систематическая работа по сохранению телеутского языка, быта и традиций телеутского народа на основе этнокультурного образовательного центра «Айас», который включительно по 2021 год работал по разным направлениям (представлены на слайде).

В соответствии с региональным проектом с 2021 года школа является опорной площадкой КРИПКиПРО по направлению «Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды», директор школы -Чебелькова Галина Николаевна.

Основная цель площадки - создание эффективной языковой среды, которая поможет детям, молодым родителям в рамках духовно-нравственного воспитания постичь духовные истоки телеутского народа, сохранить язык и этнокультурную память. Отрабатывается модель формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.

Содержание поликультурного образования и воспитания направлено на освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде, развитие социокультурной идентификации личности; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.

Образовательная деятельность по поликультурному образованию и воспитанию реализуется через урочную и внеурочную деятельность с привлечением родителей обучающихся. В урочной деятельности во 2-7 классах реализуется учебный курс «Телеутский язык», а также в содержание образовательных программ по разным предметам включен региональный компонент при изучении отдельных тем.

В МБОУ «Бековская ООШ» на сегодняшний день обучается всего 211 детей, из них 69% обучающихся 2-7 классов (146 человек) изучают родной телеутский язык, для этого из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-7 классах выделяется по 1 часу на учебный курс «Телеутский язык», а также общекультурное направление внеурочной деятельности представлено программой внеурочной деятельности «Мен тилим / Мой язык» во 2-4 классах, что является основой модели возрождения национальной духовной культуры телеутов, сохранения культурных национальных традиций телеутского народа.

Учителя-предметники 5-9 классов в рамках регионального компонента на уроках литературы, математики, истории, технологии, музыки, физической культуры расширяют границы восприятия окружающего мира, включая образцы декоративно-прикладного искусства, ручного художественного ремесла, творения мастеров и художников, народных игр телеутского народа.

На уроке изобразительного искусства в теме «Объемные изображения в скульптуре» учитель в рубрике «Учим телеутский вместе» помогает учащимся освоить телеутские слова.

Кружок «Народная культура» направлен на знакомство обучающихся с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского и телеутского народов по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. К проведению занятий внеурочной деятельности приглашаются родители обучающихся, которые помогают знакомить учащихся с жизнью и бытом русского и телеутского народов, погружая детей в языковую среду, что в целом способствует формированию интереса к родной культуре.

Содержание кружка «Телеутские танцы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Народный танец раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, что позволяет им почувствовать свою национальную принадлежность.

Кружок «История телеутского народа» помогает расширить сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих родной край. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, развивает интеллектуальные и творческие способности детей.

Интересен и опыт таких школ Кузбасса как МБОУ "СОШ № 80"г. Кемерово и МБОУ "СОШ № 97" г. Новокузнецка, где с русскими детьми учатся армяне, азербайджанцы, татары, казахи, узбеки, шорцы, белорусы и немцы: дети билингвы, наряду с родным языком знакомые с русским, дети-инофоны, которые изъясняются только на своем языке.

Чтобы дети-мигранты быстрее осваивались в новой языковой среде и культуре, при школе организован лингвистический лагерь «Белый журавль» по работе с детьми и их родителями. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, аналогов таким лагерям в России немного. «Белый журавль» курирует детей в возрасте от 8 до 15 лет, реализуя программу, включающую все разделы русского языка и рассчитанную на обучение детей- инофонов русскому языку как иностранному. Язык преподается на основе культурологического принципа через интеграцию элементов различных культур. Автором данной учебной программы для детей-иностранцев является Татьяна Викторовна Порохина, учитель русского языка школы № 80 г. Кемерово (директор школы Галушкина Ольга Васильевна).

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что содержание поликультурного образования обучающихся должно опираться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, что позволяет людям жить в мире, понимании взаимосвязи народов в современных условиях.

Несомненно, поликультурное образование как условие развития межэтнической толерантности личности способствует, с одной стороны, утверждению исторического права на отличие, знаковость этносов и народов и сохранению разнообразия культур, религий, этносов, а с другой стороны, обеспечивает создание поликультурной социально-образовательной среды региона и России.

Дорогие коллеги, присылайте материалы из опыта работы образовательных организаций по изучению родного языка, истории и культуры народов России и коренных народов Кузбасса

Ждем ваших материалов!

Вертилецкая Инга Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой ГиХЭД (+7-903-943-76-02, inga-vertil@mail.ru)

Константинова Нина Анатольевна, канд. филол. наук, доцент, заведующая Центра РИО КРИПКиПРО


© 2024 ИРОК