20 марта 2024 года состоялась Х Всероссийская научно-практическая конференция «Соловьёвские чтения».
В конференции приняли участие более 500 человек из муниципалитетов Кемеровской области-Кузбасса.
Городские округа: Анжеро-Судженский ГО Беловский ГО, Калтанский ГО, Кемеровский ГО, Киселевский ГО, Ленинск-Кузнецкий ГО, Междуреченский ГО, Новокузнецкий ГО, Прокопьевский ГО, Юргинский ГО.
Муниципальные округа: Беловский МО, Гурьевский МО, Ижморский МО, Кемеровский МО, Крапивинский МО, Ленинск-Кузнецкий МО, Прокопьевский МО, Промышленновский МО, Чебулинский МО.
Территории РФ: г. Москва, Республика Алтай
Цели конференции:
- определение потенциала естественно-научного, географического и технологического образования в свете ключевых положений, обновлённых ФГОС ДОО, НОО, ООО и СОО;
- обсуждение путей повышения эффективности организации образовательной деятельности интегрированной краеведческой направленности;
- оценка механизмов трансформации естественно-научной картины мира с учётом достижений современных наук о цифре и технологиях.
Конференция включала в себя пленарный модуль в виде телемоста и секционную работу в виде дискуссионных площадок:
Дискуссионная площадка № 1 «Функциональная грамотность: ключевые компетенции 21 века», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 2 «Интеграция наук в учебном процессе - основа современного образования», на базе: ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 3 «Эффективные практики в деятельности педагога по развитию познавательного интереса обучающихся к родному краю», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание: региональный краеведческий аспект в общем образовании», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 5 «Современные образовательные практики и технологии в
естественных науках и туризме», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 6 «Краеведение и экология: взаимосвязь с природой и культурой родного края», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 7 «Моя Малая Родина – моя Большая страна: краеведение как инструмент воспитания гражданственности школьников и студентов СПО», на базе ГАПОУ КузПК.
Дискуссионная площадка № 8 «Интеграция наук о природе в процессе формирования функциональной грамотности», на базе МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск-Кузнецкого МО.
Дискуссионная площадка № 9, на базе МБОУ «Лицей №57» Прокопьевского ГО.
Дискуссионная площадка № 10 «Формирование эколого-краеведческих компетенций и
развитие экологического мышления обучающихся», на базе МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», Юргинского ГО.
Дискуссионная площадка № 11 «Инженерные школы России: опыт и перспективы», на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москва.
Дискуссионная площадка № 12 «Специальная секция «Функциональная грамотность в цифровом мире», на базе БУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
На пленарном модуле в формате «Телемост» в очном и дистанционном формате выступили:
- Скалон Николай Васильевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой зоологии и экологии, профессор ФБГОУ ВПО КемГУ
- Рябов Валерий Анатольевич, кандидат географических наук, доцент, декан факультета физической культуры, естествознания и природопользования КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк
- Андреева Оксана Сергеевна, кандидат географических наук, доцент кафедры геоэкологии и географии КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк
- Треньков Иван Павлович, заместитель директора по науке заповедника ГПБЗ «Кузнецкий Алатау»
- Сильянова Анна Владимировна, руководитель центра географии и картографии АО «Издательство «Просвещение» г. Москва
Темы, предложенные спикерами, вызвали живой интерес у участников конференции.
В рамках конференции работали 12 дискуссионных площадок, на которых педагоги обсудили актуальные вопросы интеграции содержания географии и естественно-научных предметов на всех уровнях общего образования.
Дискуссионная площадка №1 «Функциональная грамотность: ключевые компетенции 21 века (из опыта работы опорных и стажировочных площадок)» на базе ИРО Кузбасса включала в себя работу педагогов по обмену опытом работы по формированию и развитию функциональной грамотности школьников. По предложенной теме было дано три мастер-класса. Все выступления были практико-ориентированными.
На дискуссионной площадке № 2 «Интеграция наук в учебном процессе - основа современного образования» ИРО Кузбасса педагоги обсудили экологические и краеведческие аспекты как комплексное средство экологического воспитания и образования школьников. Поделились опытом проектно-исследовательской деятельности по исследованию местных природных ресурсов (в том числе, с использованием ресурсов ЦО «Точка роста»).
Дискуссионная площадка №3 «Эффективные практики деятельности педагога по развитию познавательного интереса обучающихся к родному краю» на базе ИРО Кузбасса включала в себя наработки педагогов по использованию краеведческого материала при организации внеурочной деятельности обучающихся и развития познавательного интереса к родному краю у школьников младшего и среднего возраста.
Дискуссионная площадка № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание: региональный краеведческий аспект в общем образовании» на базе РО Кузбасса была организована в форме круглого стола. Обсуждали патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения и истории Кузбасса при использовании авторских рабочих тетрадей как дидактического средства работы школьников.
Дискуссионная площадка № 5 «Современные образовательные практики и технологии в естественных науках и туризме» на базе ИРО Кузбасса. Были рассмотрены возможности образовательных веб-квестов в вопросах формирования системы знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности. Предложены варианты реализация туристско-краеведческих программ через активную познавательную деятельность учащихся.
Дискуссионная площадка № 6 «Краеведение и экология: взаимосвязь с природой и культурой родного края» на базе ИРО Кузбасса. В работе данной секции органично сочетались дидактические игры для дошкольников и волонтерское движение «Эковолонтеры и Эколята вместе берегут природу» для школьников младшего и основного звена. Рассмотрены варианты ЭОР «Экскурсия по Кузбассу» для разновозрастных детских групп.
Дискуссионная площадка № 7 «Моя Малая Родина – моя Большая страна: краеведение как инструмент воспитания гражданственности школьников и студентов СПО» на базе ГАПОУ КузПК. В данной секции совместно работали преподаватели Кузбасского педагогического колледжа и педагоги Кемеровских школ. Большой интерес участников данной дискуссионной площадки вызвали презентации: «Электронное учебное пособие «Кузбасс на ладошке» и «Кузбасс гастрономический» в цифровом формате.
Дискуссионная площадка № 8 «Интеграция наук о природе в процессе формирования функциональной грамотности» на базе МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск-Кузнецкого МО. Рассмотрены вопросы формирования и развития функциональной грамотности на примере рабочей тетради к курсу внеурочной деятельности «Я – Кузбассовец» как педагогический инструмент развития функциональной грамотности младших школьников, а также использования краеведческого материала при подготовке к ВПР.
Дискуссионная площадка № 9 «Интерактивные методы краеведческого образования на уроках географии и истории» на базе МБОУ «Лицей №57» Прокопьевского ГО. На данной дискуссионной площадке работали педагоги-предметники географии и истории. Рассмотрели использование интерактивных продуктов в образовательном процессе. Обсудили роль краеведческого материала в преподавании географии и истории.
Дискуссионная площадка № 10 «Формирование эколого-краеведческих компетенций и развитие экологического мышления обучающихся» на базе МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», Юргинского ГО. Совместная деятельность педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и учителей географии оказалась очень продуктивной в плане обмена опытом по совершенствованию краеведческих компетенций педагогов, а также по формированию и развитию экологического воспитания школьников.
Дискуссионная площадка №11 «Инженерные школы России: опыт и перспективы» на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москва.
Педагоги профильной школы обсудили роль предметов естественно-научного, математического и технологического образования в школьном техническом образовании для обучающихся инженерных классов.
Дискуссионная площадка №12 «Функциональная грамотность в цифровом мире» на базе БУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
Педагоги данной секции делились опытом формирования функциональной грамотности школьников на уроках и во внеурочной деятельности в процессе преподавания предметов естественно-научного, математического и технологического циклов в условиях повсеместной цифровизации.
Модераторами на дискуссионных площадках были методисты кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса, а также руководители образовательных организации и учреждений дополнительного профессионального образования.
По окончании научно-практической конференции на каждой дискуссионной площадке была принята Резолюция (размещена на сайте ИРО Кузбасса).