Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

2020–2022 годы

В эти годы по всем основным показателям институт демонстрирует, что организация не только институт повышения квалификации, но образовательный, научный и организационно-методический центр. В этот период интенсивно развивается деятельность имеющихся на начало периода подразделений, происходит становление новых приоритетных направлений, для решения новых задач возникают новые структуры.

20 22 1

Августовский педагогический совет определяет приоритеты на учебный год

Ведущим стратегическим направлением в деятельности выступает научно-методическое сопровождение приоритетов государственной и региональной политики в сфере образования. Воплотить в жизнь данное направление возможно:

  • через развитие компетентности педагогов в вопросах обеспечения равного доступа к образованию обучающихся со всем спектром образовательных потребностей и опорой на их индивидуальные возможности;
  • оптимизацию деятельности образовательных организаций путем широкого использования бережливых технологий;
  • всестороннюю поддержку школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, их перевод в эффективный режим работы;
  • развитие профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, обеспечивающей достижение высокого качества дошкольного образования и др.

Определяющими методологическими ориентирами КРИПКиПРО в эти годы, по-прежнему, выступают персонифицированный подход и опережающая подготовка педагогических и руководящих кадров.

Персонифицированный подход обеспечивает вариативность, разноуровневость содержания и способов деятельности, форм непрерывного профессионального развития.

Ведущими принципами в деятельности института по созданию условий для профессионального развития педагогов являются:

  • принцип непрерывности – основополагающий принцип непрерывного образования и участия в нем работника образования на протяжении всей профессиональной деятельности;
  • принцип адресности – оказание методической помощи конкретному работнику образования;
  • принцип открытости – обеспечение доступности различных источников информации об образовательных мероприятиях различных форм непрерывного образования;
  • принцип вариативности – широкий выбор форм обучения, удовлетворяющий содержательные и временные потребности работника образования.

20 22 2

Развитию направления способствует начавшаяся в 2020 году реализация проекта «Непрерывное профессиональное развитие педагогов в форматах эффективных практик» грантового мероприятия «Повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

20 22 3

Получение гранта явилось высокой оценкой научно-методического уровня сотрудников института и открывало новые перспективы для его развития. По проекту реализуются следующие программы повышения квалификации:

  • «Технологии наставничества в профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров (тьюторство, менторство, наставничество)»;
  • «Тьюторское сопровождение развития одаренности у обучающихся»;
  • «Цифровая трансформация учителя»;
  • «Эффективные практики реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей».

В процессе работы над проектом издается комплект методических материалов.

В августе 2021 года происходит значимое для профессионального развития педагогов событие: на базе КРИПКиПРО открывается Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ).

Центр призван реализовать важную цель – координацию деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования Кемеровской области – Кузбасса, в том числе за счет сопровождения процесса освоения дополнительных профессиональных программ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.

20 22 4

Центр открывает ректор КРИПКиПРО О. Г. Красношлыкова

Деятельность Центра направлена на решение следующих задач:

  • внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования инновационных технологий наставничества (менторинга, тьюторства, наставничества) в сопровождении профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленности на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  • формирование и развитие у педагогов компетенций в области создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Реализуемые в рамках гранта программы привлекают педагогов из других регионов России, что подтверждается следующей положительной динамикой: в первый год реализации проекта обучено 400 работников образования, из них 100 – представители пяти регионов РФ (Астраханская, Калининградская, Новосибирская, Тюменская области, Республика Бурятия). В 2021 году обучено 2 102 работника образования (557 представители других субъектов РФ), в 2022 году повысили квалификацию по программам 2 335 педагогов (541 из них представляют различные регионы Российской Федерации).

20 22 5

 

20 22 6

Необходимость достижения приоритетных целей национального проекта «Образование», федерального проекта «Современная школа» потребовали модернизации фукционирующей в Кузбассе регионально-муниципальной методической службы и ее интеграции в Единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающую повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.

За координацию процесса отвечает ЦНППМ института, он призван обеспечить модификацию подходов к построению индивидуального образовательного маршрута педагога, максимально автоматизируя этот процесс – от прохождения диагностики по определению профессиональных дефицитов – до сборки, освоения ИОМ и переноса приобретенных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую или управленческую практику.

20 22 7

Для повышения эффективности адресной помощи педагогам в совершенствовании профессиональных компетенций создаются новые структуры – межмуниципальные методические центры (ММЦ). ММЦ содействуют в обеспечении доступности методической поддержки для всех муниципалитетов, образовательных организаций, педагогов и управленческих команд, способствуют выявлению и диссеминации лучших инновационных педагогических практик, организуют стажировки педагогических и управленческих кадров на базе образовательных организаций, имеющих результативный педагогический и управленческий опыт.

Ежегодно институт, стремясь максимально удовлетворить запросы потребителей образовательных услуг и помочь нивелировать профессиональные дефициты, предлагает к освоению около 100 программ. Ежегодно в институте обучаются более 6 тысяч работников региональной системы образования по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профпереподготовки. Более 17 тысяч работников образования охвачены формами непрерывного дополнительного профессионального образования.

Образовательную деятельность осуществляет высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав института, 65 % которого имеют ученые степени и звания.

Центром сформирован банк контрольно-измерительных материалов (КИМ) (более 1 100) по оценке профессиональных дефицитов педагогических работников (методическая, предметная, психолого-педагогическая, коммуникативная, цифровая компетенции). В 2022 году разработана система диагностики профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (80 КИМов). Все КИМы вошли в автоматизированную программу диагностики, расположенной на сайте дистанционного образования КРИПКиПРО «Непрерывное профессиональное развитие педагогов в форматах эффективных практик».

С 2021 года диагностику профессиональных дефицитов прошли 3 397 педагогов и руководителей (2021 г. – 1424 педагогов, 2022 г. – 1 973 педагогов и руководителей). Результаты диагностики стали основой для формирования ИОМ педагогических работников (3 397 чел.).

Сформирован банк образовательных событий для формального, неформального и информального образования педагогов, расположенный на сайте КРИПКиПРО, в разделе ЦНППМ, что позволяет педагогу выстроить свою траекторию профессионального развития и совершенствовать профессиональные компетенции.

С целью обобщения и распространения эффективного опыта педагогической и управленческой деятельности для достижения основных задач образования организована работа базовых стажировочных площадок в 41 образовательной организации по направлениям:

  • реализация эффективных управленческих практик в работе образовательной организации;
  • совершенствование системы работы дошкольных образовательных организаций, создание условий для раннего развития детей;
  • развитие функциональной грамотности обучающихся;
  • внедрение целевой модели наставничества в образовательных организациях;
  • использование современных образовательных технологий, в том числе цифровых, и осуществление междисциплинарного взаимодействия при обучении;
  • организация системы воспитательной работы в образовательной организации;
  • организация инклюзивного образования.

Создана и пополняется единая база данных работников системы образования, принимающих участие в различных формах непрерывного образования.

Все больше педагогов совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках коуч-сессий, педагогических мастерских, полилогов ученых, творческих лабораторий, аукционов управленческих идей и др.

20 22 8

 

20 22 9

 

20 22 10

Значительный вклад в непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и руководителей образовательных организаций вносят методические объединения. Для повышения результативности сетевого взаимодействия региональных профессиональных методических объединений с муниципальными методическими службами, городскими и районными методическими объединениями, образовательными организациями – членами РПМО, клубов и региональных отделений ассоциаций была осуществлена координация деятельности профессиональных методических объединений муниципальных территорий, оказывалась методическая поддержка образовательным организациям в освоении и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, новых систем оценки качества образования, профессиональных стандартов педагогических работников.

В настоящее время в 100 % муниципальных образований организована работа сети методических объединений образовательных организаций в виде городских (районных) методических объединений педагогов, обеспечивавших сопровождение их непрерывного профессионального развития. Для повышения качества работы методических объединений муниципального уровня в рамках деятельности РММС организована работа региональных профессиональных методических объединений (20), клубов (4), региональных отделений ассоциаций (3), членами которых являются более 1 050 человек.

Для оптимизации деятельности региональных профессиональных сообществ три РПМО (классных руководителей, заместителей директоров по ВР и учителей дисциплин духовно-нравственной направленности) были объединены в Кузбасское региональное общественно-профессиональное объединение «Лига воспитания Кузбасса», были созданы два региональных клуба: клуб наставников «Навигатор» и региональный клуб методистов. В настоящее время действуют 18 региональных методических объединений, в том числе «Лига воспитания Кузбасса», 6 клубов, 3 региональных отделения всероссийских ассоциаций. В деятельность профессиональных сообществ и саморегулируемых организаций при этом вовлечены 42 183 педагогических и руководящих работника.

20 22 11

 

20 22 12

8 июня 2021 года в КРИПКиПРО прошел Первый Сибирский симпозиум с международным участием «Опережающая подготовка педагогических кадров: ресурсы и возможности. В работе приняли участие специалисты из России, Казахстана, Беларуси, ФРГ. По итогам Симпозиума изданы сборники статей, в которых представлены обсуждаемые проблемы, пути и средства подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями времени.

20 22 13

 

20 22 14

Цель симпозиума – определение методологических и теоретических основ реализации опережающей системы подготовки педагогических кадров в условиях образовательно-педагогического кластера как инновационного формата социально-образовательной коллаборации.

В ходе симпозиума обсуждены проблемы: концептуальные основы опережающего образования (подготовки); социально-экономические основы реализации программ опережающего образования в РФ и регионах; ведение профориентационной работы на современном этапе; управленческие и организационные аспекты образовательно-педагогического кластера: опыт регионов; функциональная компетентность современного учителя; профессиональная культура педагога: региональные традиции.

Выполняя поручение Министерства образования Кузбасса, важнейшим приоритетом в деятельности которого является развитие кадрового потенциала системы образования региона, осенью 2021 года институт открывает Центр развития педагогического образования. В своей деятельности Центр ориентирован на содействие профессиональному самоопределению старшеклассников, мотивированному выбору педагогической специальности. Центр способствует адаптации молодых специалистов, реализации их профессионального, творческого и социального потенциала через вовлечение в профессиональные сообщества молодых педагогов, решение важных текущих задач по развитию педагогического образования, организацию и проведение различных событий (форумов, конференций, профильных интенсивов и т. п.).

В 2022 году проведен межрегиональный форум молодых педагогов Сибирского федерального округа «Самый классный классный», на котором коллегам из других территорий представлен наиболее результативный кузбасский опыт, организованы ряд другие важных мероприятий для педагогических работников, студентов, школьников.

20 22 15

 

20 22 16

В 2019 году в Кузбассе на базе образовательных организаций начали организовываться «Точки роста». Институт обеспечивает научно-методическое сопровождение точек роста. В 2021–2022 годах организован ряд актуальных мероприятий для педагогов и обучающихся. Так, с 17 по 19 марта 2022 года прошел первый региональный сетевой кампус «Шевели мозгами» для обучающихся и педагогов, ориентированных на организацию, сопровождение и осуществление проектной и научно-исследовательской деятельности. Кампус работал на четырех площадках: на территории детского оздоровительного лагеря «Юность» Прокопьевского МО, на базе междуреченской гимназии № 6 им. С. Ф. Вензелева, Вишневской ООШ Беловского МО, Мариинской гимназии № 2.

14 мая в Кузбассе прошла Первая региональная сетевая скилл-коллаборация «Есть идея!». В ее рамках состоялась брифинг-сессия «Реализация проектно-исследовательского и инженерно-конструкторского потенциала с использованием инфраструктуры инновационных (субсидиарных) сущностей» и рефлексивная сессия.

Для педагогов подготовлено методическое пособие «Методический навигатор», в котором представлен комплексный, систематизированный материал для педагогов, включающий полное и детальное описание датчиков, методические рекомендации по их применению, ситуационные задачи по разным темам и др.

20 22 17

20 22 18

Особое место в деятельности КРИПКиПРО занимает подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Для наращивания интеллектуального потенциала Кемеровской области с 2004 года в институте действует аспирантура по направлению «Образование и педагогические науки по программам профилей (направлений): «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика профессионального образования». Наши аспиранты успешно разрабатывают региональные проблемы модернизации и развития системы образования, готовности учителей к различным видам профессиональной деятельности, роста профессионализма педагогов и др. За этот период в аспирантуре на бюджетной основе обучились 110 педагогических и руководящих работников; 33 педагога защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и успешно реализуют себя в профессиональной деятельности.

20 22 19

В 2022 году КРИПКиПРО присвоен статус Федеральной опытно-экспериментальной площадки ИСРО РАО «Апробация примерных программа по искусственному интеллекту в системе общего и дополнительного образования», в региональный сетевой проект включилось 13 образовательных организаций. В рамках партнёрского соглашения с МФТИ было организовано обучение учителей информатики и учителей-предметников по программе «Быстрый старт в искусственный интеллект».

Институт обеспечивает научно-методическое кураторство федеральных инновационных, федеральных экспериментальных площадок на базе 73 ОО, в т. ч. семи сетевых, под руководством:

  • ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по направлениям «Научно-методические основы дошкольного воспитания», «Научно-методические основы воспитания обучающихся в условиях общеобразовательной организации», «Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде»;
  • ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота»;
  • ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и АНО ДПО «Национальный институт качества образования» по теме «Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе “Вдохновение”»;
  • АНО ДПО «Национальный исследовательский институт дошкольного образования «Воспитатели России» по направлениям «Управление качеством дошкольного образования», «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум», «Формирование физической культуры детей дошкольного возраста», «Здоровый дошкольник»;
  • ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по направлению «Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания ребенка в современном дошкольном образовании»;
  • ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» – «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность»;
  • ФГБНУ «ИХОиК РАО» – «Вариативные модели социокультурной образовательной среды детей младенческого и раннего возраста».

В сфере ответственности института находятся семь несетевых федеральных площадок: под руководством ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» – «Организация деятельности Школы устойчивого развития»; ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» – «Развитие индивидуальности и субъективности школьников и студентов в современных социокультурных условиях»; Министерства просвещения Российской Федерации – «Управление созданием и функционированием информационно-образовательной среды «Цифровая школа» как основы повышения качества образовательных услуг»; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» – «Организация деятельности «Школы устойчивого развития»; ФИРО РАНХиГС – «Организационно-методическое обеспечение процесса формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках предметной области «Математика, физика и информатика»; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» – «Апробация методик работы с детьми, испытывающими трудности в обучении»; РАО при ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» – «Многоуровневый профессионально-ориентированный физико-технический учебно-методический комплекс для учреждений».

Под руководством КРИПКиПРО работают региональные инновационные площадки, реализуются сетевые региональные инновационные проекты, объединяющие образовательные организации Кемеровской области. Ежегодно наиболее результативный опыт организаций, работающих в инновационном режиме, принимается к публикации в виде статей в научно-методическом журнале «Учитель Кузбасса», материалах научно-практических конференций, в виде методических рекомендаций и методических пособий.

19 января институтом была организована первая региональная ярмарка инноваций «Прорыв», в которой очно и заочно приняли участие около ста образовательных организаций.

В это период становятся традиционными дни инноваций в муниципалитетах, на которых представители инновационных площадок представляют коллегам свои наработки, делятся опытом по решению возникающих в ходе работы проблем.

20 22 20

Дни инноваций в Беловском ГО

20 22 21

Дни инноваций в Новокузнецком ГО

20 22 22

Продолжение следует!


© 2024 ИРОК