Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

 

О результатах апробации примерной программы воспитания и основных проблемах перехода на неё

Кемеровская область – Кузбасс с сентября 2019 года активно включилась в апробацию примерной программы воспитания, разработанной ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО» (г. Москва) в рамках государственного задания.

Апробация проходила в 2 этапа. На первом этапе участниками апробации примерной программы воспитания, которым был присвоен статус опытно-экспериментальных площадок «Института стратегии развития образования РАО» от Кемеровской области – Кузбасса, стали 11 школ. Образовательные организации составили рабочие программы на основе примерной программы воспитания. Все программы прошли экспертизу согласно условиям апробации.

Впоследствии, в соответствии с приказом Департамента образования и науки Кемеровской области № 556 от 12.03.2020 г. «О проведении апробации примерной программы воспитания», был утвержден перечень базовых образовательных организаций по пилотной апробации. В связи с этим во второй этап апробации в регионе включилось еще 85 ОО, основной задачей которых была также разработка своих программ воспитания.

Поскольку обеспечение организационного и научно-методического сопровождения апробации было закреплено за КРИПКиПРО, в марте 2020 года на открытом заседании РПМО заместителей директоров по воспитательной работе Кемеровской области методистами КРИПКиПРО было организовано обсуждение примерной программы воспитания. После чего члены РПМО ЗД по ВР провели в муниципалитетах заседания методических объединений с целью разъяснения единого подхода к разработке программы воспитания в регионе и ее толкованию.

В итоге - 96 ОО прошли апробацию. Кроме того, в данный период времени свои программы воспитания разработали еще 452 ОО из разных городов и МО Кузбасса. Итого 548 программ воспитания были проверены на этапе разработки.

Опыт апробации примерной программы воспитания на региональном уровне позволил выделить затруднения, которые испытывают руководящие и педагогические работники при написании текста своей программы:

  • раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»: часто - не только о воспитании, с избыточной информацией;
  • раздел «Виды, формы и содержание деятельности»: сложность дифференциации таких понятий, как «виды деятельности» и «содержание деятельности», особенно в модуле «Работа с родителями»;
  • раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»: использование разными ОО неодинаковых методик;
  • непонимание механизмов отражения информации по направлениям «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание»: в программе воспитания иной подход - «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».
  • несоотнесение программы воспитания и плана воспитательной работы одной и той же ОО;
  • отсутствие опыта представления всего воспитательного потенциала общеобразовательной организации в одном документе.

На основании выявленных затруднений в рамках научно-методического сопровождения апробации в КРИПКиПРО были проведены следующие мероприятия:

  1. опрос по доработке и изменению структуры проекта примерной программы воспитания и направлены в РАО;
  2. более 500 консультаций по организации проведения апробации и разработке программ воспитания;
  3. «предварительная» экспертиза программ воспитания;
  4. образовательные мероприятия (семинары, вебинары);
  5. дважды реализована ДПППК «Управление воспитательной деятельностью в общеобразовательной организации» (объемом 120 часов) для заместителей руководителей общеобразовательных организаций по воспитательной работе, в соответствии с содержанием программы воспитания введены или дополнены модули: «Приоритеты государственной политики в области воспитания, «Современные культурные и социальные практики организации воспитательной деятельности в ОО», «Самоуправление - пространство самореализации обучающихся».

Завершающим этапом апробации в соответствии с приказом Департамента образования и науки Кемеровской области № 556 «О проведении апробации примерной программы воспитания», Приложением 2. «План проведения пилотной апробации примерной программы воспитания» стало проведение общественно-профессиональной экспертизы программ воспитания общеобразовательных организаций Кемеровской области. Была представлена 201 ОО из 15 территорий. Программы проверяли 8 экспертов, в связи с чем, каждая программа была проверена минимально - 3 экспертами. В качестве лучших выделены 33 программы воспитания общеобразовательных организаций, набравшие 18-20 баллов (из 20 максимально возможных). Экспертизу успешно прошли 75 программ (это примерно 1/3 от общего количества представленных). Проходной балл был определен – 16 баллов: программы воспитания, набравшие такое количество баллов, соответствуют критериям экспертизы и содержанию «Института стратегии развития образования РАО». Все эти программы вошли в реестр прошедших общественно-профессиональную экспертизу


© 2024 ИРОК