Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

Надежда Васильевна родилась и выросла в посёлке Верх-Чебула Чебулинского района Кемеровской области. После окончания Новокузнецкого педагогического института в 1961 г. бессменно работала в Верх-Чебулинской школе учителем немецкого языка. В 1980 г. награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1985 г. получила звание «Учитель-методист». Много лет руководила методическим объединением учителей иностранного языка Чебулинского района.

Школьное детство, школьные учителя, пожалуй, воспоминания об этом никогда не сотрутся в памяти. С возрастом может измениться понимание каких-либо фактов прошлого, но никогда не изменится наше эмоциональное восприятие людей и событий…

Мне повезло, моё школьное детство и юность пришлись на золотую эпоху Брежневского спокойствия, конец 90-х гг. 20 века. В моём детском восприятии время было прекрасно октябрятско-пионерско-комсомольским, с традиционными парадами и линейками, со сбором металлолома и макулатуры всей компанией школьных друзей и одноклассников. С пионерскими кострами в летних пионерлагерях и трудовыми бригадами, с полностью практически прогулянным сентябрём по причине сельскохозяйственных работ (помощь совхозу в уборке моркови, капусты, турнепса, картофеля считалась делом обыденным).

Оглядывая назад, осознаёшь, что главную роль в нашем нравственном взрослении, помимо родителей, бабушек, дедушек, играли наши учителя. Я училась с 1 по 10 класс в Верх-Чебулинской средней школе Чебулинского района Кемеровской области. Мы с одноклассниками уже стали (пусть ещё и с небольшим стажем), но бабушками и дедушками, но своих учителей помним, гордимся ими.

Рассказ о чебулинских учителях хочу начать с повествования об учителе немецкого языка Надежде Васильевне Приваловой. Помню, когда отец честно говорил о своих школьных успехах: «по немецкому языку чуть ли не двойка выходила…не собирался я учить язык фашистов». (Мой папа – ребёнок послевоенной страны). Но мы – то учились в другое время, и отношение к немецкому языку было другим, во многом благодаря Надежде Васильевне. Я не помню, когда увидела её впервые, но ее образ для меня – это образ очень живой, очень энергичной женщины, со стремительной, почти летящей походкой. Надежда Васильевна была высокого роста. Эта кареглазая женщина с коротким вьющимся волосом покоряла своей доброжелательной улыбкой, красивым тембром голоса, но главное – своим отношением к делу и детям.

Семья Приваловых жила с нами по соседству на улице 60 лет Октября, поэтому Надежду Васильевну я видела почти каждый день, часто с ней разговаривала. Она любила свой садик: там всегда с ранней весны до глубокой осени что-нибудь цвело. Николай Харламович (её муж), бывало, привозил на тракторе ей то медуницы, то огоньки на разведение, были в садике и «венерины башмачки», и Иван-да-Марья, и ландыши, и незабудки, были необычные лилии, ромашки, колокольчики…Её сад напоминал, скорее, лесную полянку…За всем она тщательно ухаживала, берегла. Любила, сидя на крыльце, глядя на свои цветы, говорить… Именно говорить, а не перемывать косточки соседям, по сельской привычке; она говорила о сельских детях: «Люблю деревенских ребятишек, пусть грязненькие после речки, леса, и одежонка на них не очень…но нет детей добрее».

Это отношения к детям чувствовалось на уроках и передавалось нам. Она считала, что чужой язык изучить несложно, нужно только стараться. Если кому-то с трудом давалось запоминание иностранных слов, она к такому ученику ставила в пару одноклассника, которому язык давался легче. Такой новый «учитель» помогал своему товарищу слова запомнить, выучить «словарный минимум», как говорила Надежда Васильевна. В 80-90 гг. 20 века в селе и не слышали про интернет. Практически не было связи с внешним миром. Если кто-то бывал за границей – так это целое событие. Помню, как на урок немецкого языка она позвала жену председателя Селетникова из Усманки рассказать о путешествии на Кубу. Господи, как мы ждали этого урока! Когда нам рассказали о далёкой социалистической Кубе, дали потрогать настоящие какао бобы, примерить кубинскую шляпу. Даже, несмотря на слабый запрет Надежды Васильевны, мы всё же подержали в руках настоящие кубинские сигары (гангстеры, да и только!), мы были счастливы. Да, на Кубе государственный язык не немецкий, но сам факт возможности общаться с миром посредством знания иностранных языков нами был прекрасно усвоен!

На уроках мы очень много говорили именно по-немецки. Темы для общения были самые насущные, жизненные: дом (как что приготовить, какую мебель выбрать, какую одежду носить- всё нужно и интересно, дружба- кто твой друг, какие у него черты внешности, характер – всё для нас было актуальным). Надежда Васильевна по-немецки поздравляла нас с днями рождения, могла спросить, в чём причина нашего плохого настроения. Всё это было так легко, так по-настоящему естественно. Надежда Васильевна откуда-то принесла нам адреса детей из ГДР по переписке. И мы писали им письма и получали ответы! Эти письма читали всем классом.

Она рассказывала нам о немецких городах, о немецкой культуре, читала по-немецки стихотворения. Надежда Васильевна проводила фестивали немецкой культуры. Каждый класс рассказывал по-немецки о каком-нибудь городе ГДР или ФРГ, его истории, архитектуре, культуре, знаменитых людях...

Всегда это было очень запоминающееся событие. Мы находили гербы, флаги городов, составляли короткие обзорные рассказы–экскурсии на немецком языке. Не удивительно, что, став студенткой Кемеровского государственного университета, я не испытывала никаких трудностей с изучением немецкого языка, наоборот, мне казался недостаточным объём учебной нагрузки на курс. Заняла 2 место в вузовской олимпиаде по немецкому языку. Спасибо Надежде Васильевне!

Надежда Васильевна была человеком лёгким, забывала огорчительные моменты жизни, любила петь (сколько мы с ней выучили немецких смешных песенок!), танцевала с удовольствием вальс, а для нас, девчонок, была примером одухотворённой личности. Часто деревенские женщины под гнётом каждодневных забот с возрастом как-то сереют, что ли…

Но это не про нашу Надежду Васильевну. Годы и профессия (со временем учителя часто накрепко усваивают привычку всех поучать, даже в быту) не сделали её консервативно разумной. Она всегда была и останется для нас молодой, открытой миру и людям. Много лет прошло после уроков, проведённых с Надеждой Васильевной Приваловой. Много лет нет в живых и самой Надежды Васильевны, но…

Память о личности Учителя, влюблённого в своё дело, детей, останется в моём и сердцах сотнях и сотнях чебулинских ребятишек навсегда. После её скоропостижной смерти в местной газете О. П. Гарбузова опубликовала стихотворение:

Благодарим за предоставленные материалы для статьи Ольгу Николаевну Фролову - Привалову, дочь Надежды Васильевны.

Помошникова О. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Кемерово.

Вертилецкая И. Г., зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».


© 2024 ИРОК