Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

28 октября 2018 года Надежде Николаевне Томышевой исполнилось бы восемьдесят лет. Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики и весь мир?

В душе каждого человека живёт благодарная память об Учителе, чьё доброе слово, чья вера в тебя окрыляли, придавали силы, а любовь к предмету, требовательность и строгость вызывали уважение. Для меня это была Анастасия (в миру – Надежда) Николаевна Томышева.

Есть люди, которых никто заменить не сумеет. Сотни, тысячи человек прошли в мире рядом с ней, сохранили о ней светлую, добрую память. Семья, в которой она была дочерью, женой, мамой, а потом и бабушкой. Друзья, коллеги-педагоги, ученики разного возраста; серьезные и не очень, трудолюбивые и ленивые. Соседи по подъездам, по дачам, прохожие, читатели, знакомые, знакомые знакомых. В нашем маленьком городке Юрга её узнавали по бегущей походке и вечно занятому виду:

– Некогда!

– Некогда сейчас!

– Давайте быстрее!!! Я спешу!

Учитель словесности. «Рус. яз.» и «лит-ра.»: так обычно школьники в дневниках сокращали названия её предметов. А она расширяла эти предметы для каждого своего ученика, насколько позволяло ей время школьных уроков.

Сколько тонн тетрадей и учебников переносила она из школы домой и обратно? Кто их считал? Допоздна горела в её окне лампа и с улицы была видна Надежда Николаевна, склонившаяся над тетрадками.

Ученики с раскрытыми глазами, а порой и ртами, сидели на её уроках. Она с легкостью умела держать внимание любой аудитории, не повышая голоса. Труден русский язык? Не всем дано? Как бы не так! Если вашим педагогом была Томышева, то вы невольно запоминали самые трудные правила, вы научились писать сочинения, вы вольно, или невольно полюбили литературных героев. Мало того − вы увидели, как может увлечь человека дело всей его жизни.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Ученики говорят: «Учитель должен знать всё и ещё чуть-чуть». Она знала столько, что трудно было «впихнуть» в 45 минут урока. Она не умела писать маленькие статьи и рефераты. Любила анализировать, сопоставлять и учила этому детей. Была талантливым организатором школьных агитбригад, помощи колхозам, встреч с интересными людьми. Жила.

Любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Литературу у Томышевой любили.

Хороший педагог – это, прежде всего, хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится. Хороших учеников может вырастить только хороший педагог. Она была именно такой. Профессию учителя по праву называют гуманной. Мне всегда вспоминается Януш Корчак. Для него не было хороших и плохих детей. Были просто дети, с которыми он пожелал разделить судьбу.

У истинного педагога не разделяется рабочее и свободное время: он всегда думает о детях. Она была истинным педагогом. Надежда Николаевна никогда не зацикливалась на материальном благополучии. Жила просто. Трудилась, не покладая рук. Целью её было научить, дать знания, дать нравственные ориентиры всем детям, да и взрослым, с кем сводила судьба.

В её небольшой квартирке на первом этаже всегда на стульчике около стола сидел очередной «репетируемый» и слушал скороговорку учительницы, забыв о времени и месте, и уж, конечно, не думая, что уроки ему даёт Заслуженный учитель школы РСФСР (1981), Почетный гражданин города (1989), автор популярных книг «Над строками школьных сочинений» (1994), «Поэзия земли родной» (2008) и более 150 газетных статей, опубликованных в периодических изданиях Юрги, и прочая, прочая… Перед ним сидела заботливая и мудрая учительница, и главным смыслом её урока было донести до ученика знания. А рядом, под стулом, сидел важный черно-белый кот Кеша − хозяйкин любимец.

Надежда Николаевна умела и привлечь, и удержать внимание всех вокруг, потому что разговаривала со всеми на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь…

Я не знаю, был ли у неё любимый школьный класс. Кажется, первый выпуск в десятой школе. Наверно, трудно даже сосчитать все те кабинеты, в которые входила Надежда Николаевна, поправляя высокую пышную прическу и легонько перешагивая пороги. Но в одном кабинете точно осталась частичка её души. В школьном Пушкинском музее, в школе № 6 г. Юрги.

При Надежде Николаевне в Пушкинском отделе музея – стенды о жизни и творчестве поэта, семь картин кемеровских художников большого формата (подарок бывшего главы города Е.П. Тупицына), семь тумб – витрин; в них – сочинения поэта 1934-1936 годов, земля с могилы поэта, листики дуба и клена из Святых гор и лицейского сада, коллекции значков, вымпелы, слайды, фотографии, медаль к 100-летию со Дня рождения А. С. Пушкина и др. Большая часть музейной коллекции – это подарки из Пушкинских музеев страны: Государственного музея Пушкина в Москве, Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Мемориального Музея-Лицея (г. Пушкин, до 1918 года Царское Село).

Дети собирали монетки с портретом поэта, спичечные коробки и обложки с шоколадок, сшили коллекцию кукол «Литературные герои Пушкина». В музее около тридцати плакатов о поэте, подарок музея «Лицей» г. Пушкина – редкие фотографии из его же запасников. Руками умельцев сделаны из дерева «Домик няни», «Скамья Онегина», «Часовня на Савкиной горке»; дети, педагоги, Центральная библиотека помогли создать Пушкинскую библиотеку, в которую вошли около 170 книг А.С. Пушкина и о Пушкине. В музее постоянно проводились пушкинские уроки, заседания общества русской словесности «Зеленая лампа», отмечался День лицея, День памяти и День рождения поэта. Постоянно пополнялись новыми материалами тематические пушкинские папки (около двадцати). Музей хранит рефераты и исследования по пушкинской тематике.

В отделе музея «Юрга и Кузбасс литературные» собрана небольшая библиотека сборников юргинских поэтов и писателей. Проводились встречи с кузбасскими поэтами. Старшеклассники успешно защищали рефераты и исследования на городских и областных историко-краеведческих конференциях по собранным литературно-краеведческим материалам. В методическую копилку вошли исследования А. Н. Томышевой по темам: «Поэзия земли родной», «Рубцовы и Россия», «Пушкинские традиции в творчестве Тамары Рубцовой», «Православное краеведение» и др.

Собран в музее отдел «Юрга. История школы». Поисково- краеведческий материал об улицах и памятниках родного города, о Юрге сороковых-шестидесятых годов двадцатого века: «Забытые памятники незабытой войны», «Памятник Машина-ЗИС-5», о героях Даманского, о педагогах- ветеранах и о детях войны-педагогах, о выпускниках школы № 6 на (1951-1974-х и 1980- 2000-х годах. Музей имел статус «Отличный музей».

В записной книжке Надежды Николаевны Томышевой сотни телефонов и адресов. У неё были особенные отношения со всеми творческими людьми: с поэтами, музыкантами. По приглашению Надежды Николаевны на встречу со школьниками приезжали многие кузбасские поэты: В. Бурмистров, С Донбай, Д. Мурзин, А. Катков, В. Лаврина. Ей сложно было отказать. И встречи всегда проходили на ура.

Благодаря её энтузиазму появился пушкинский романс на слова Варлама Шаламова. Музыку она упросила подобрать школьную учительницу. Если вы не слышали этого романса в исполнении старшеклассниц шестой школы – вы многое потеряли. Приезжайте в Юргу в библиотеку семейного чтения. Послушаем вместе.

Надежда Николаевна всю жизнь собирала материалы о Пушкине: десятки газетных и журнальных вырезок, старинные издания поэта. И вот, в 2015 году, Надежда Николаевна обратилась ко всем знакомым с просьбой распечатать по главе из собранных материалов. В итоге получился документальный труд – книга об Александре Сергеевиче Пушкине. Сейчас она хранится в электронном виде в музее и в библиотеке.

Внимательно Надежда Николаевна следила за выходом всех новых книг в Юрге. Анализировала каждую. Беседовала с начинающими писателями и «пишущими в стол». Старалась найти крупинки золота, подсказывала, помогала.По-сестрински относилась к Тамаре Рубцовой, по-матерински к своей лучшей ученице, Наталье Сенн, восхищалась прозой Виктора Чурилова.Она была настоящим другом для прикованного к постели юного поэта Антона Гапоника.Благодаря Надежде Николаевне посмертно был издан роман Голунчикова «Возмездие». Она мечтала об издании и других его романов, оставшихся в рукописях.Юрга литературная много потеряла с её уходом.

Ученик Надежды Николаевны Томышевой Витя Морозов написал о ней такие строки:

Что такое сердце? Кто ответит?

Не спешите просто отвечать.

Только тот, кто труд учителя заметит,

Тот и сможет оценить и всё понять.

Что такое сердце? Я скажу.

И, наверно, каждый согласится –

На учителя с восторгом я гляжу:

Сердцем своим может он гордиться.

Кто поступки сердцем отмечает?

У кого оно за всех болит?

Кто за все ошибки отвечает?

Кто у нас правительством забыт?

Ты, учитель, самый уязвимый,

Хоть и очень строгий ты на вид.

Милый, добрый и легкоранимый.

Пусть Господь тебя всегда хранит.

Светлая память об Учителе с большой буквы навсегда в сердцах её учеников.

Биографическая справка

Анастасия Николаевна Томышева родилась 28 октября 1938 года в Приморье. В Юргу родители Анастасии приехали в 1938 году и стали одними из первых жителей будущего города. В 1957 году окончила школу № 10, а в 1961 году историко-филологический факультет Кемеровского педагогического института. За скудными строками биографии стоит жизнь увлечённого человека, бесконечно любящего свою профессию. Дела школьные всегда для неё были на первом месте, домашние – на втором.

В 1997 году она создала музей А. С. Пушкина в Гуманитарно-педагогической школе и творческое объединение старшеклассников – любителей словесности «Зеленая лампа». В 2000 и 2002 годах стала победителем областного конкурса среди журналистов и педагогов Кузбасса по темам: «Проблемы воспитания подрастающего поколения» и «Такие разные школы». В 2003 году она – лауреат областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Её уроки, вошедшие в сборник «Поэзия земли родной» – настоящая творческая лаборатория.

Неоднократно в зоне её исследовательского внимания было творчество Василия Фёдорова, Владимира Мазаева, Тамары Рубцовой, Александра Голунчикова (Максима Сибирцева), Виктора Чурилова, Натальи Поляченковой, Татьяны Колач, Натальи Сенн, Леонида Кирчика, Бориса Бурмистрова, Дмитрия Мурзина, часть её критических статей была опубликована в журнале «Огни Кузбасса».

14 мая 2018 года не стало Анастасии Николаевны Томышевой, литературного критика, исследователя кузбасской литературы, Заслуженного учителя школы РСФСР, Почётного гражданина г. Юрга. Отпевание прошло 17 мая в храме Сретения Господня. Похоронена на Городском кладбище в Юрге.

Материал подготовили Чазова Е. В., ведущий библиотекарь Библиотеки семейного чтения им. Т. И. Рубцовой МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги».

Г. И. Карпова, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель КемГУ с 1979 по 2014 год, ветеран труда

И. Г. Вертилецкая, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».

...
...
...


© 2024 ИРОК